Интервью Анатолия Уфимкина о развитии УСИ
Известно, что один из основных законов высокотехнологичного бизнеса — наслоение инноваций на некую базу, обеспечивающую конкурентоспособность компании. У вас что является основой?
— За последние семь лет наша компания инвестировала в развитие инфраструктуры связи более 54 млрд руб. Это дало возможность совершить технологический рывок в развитии телекоммуникаций в УрФО и Пермском крае. Причем не только нам, но и другим операторам связи, в том числе из федеральной «тройки». Они арендовали наши ресурсы и развивались. Конечно, конкуренты в первую очередь спешили приобрести крупных, «денежных» клиентов. Так они хотели «окрепнуть» и лишь затем ориентировать свой бизнес и на другие группы потребителей. Перед нами стояли иные задачи — сохранить диверсифицированную абонентскую базу, т. е. лояльность абонентов, усилить позиции компании в сегменте новых услуг, прежде всего доступа в Интернет. Рынок телекоммуникаций Урала стал чрезвычайно конкурентным. И сейчас, когда рост экономики сменился стагнацией, конкуренция становится еще жестче.
Из-за ужесточения конкуренции ваша доля падает?
— Нет, мы удерживаем 44% регионального рынка услуг связи по доходам. «Уралсвязьинформ» — универсальный оператор связи. Когда один из сегментов притормаживает, продолжают развиваться другие направления, которые обеспечивают рост бизнеса в целом. Да, в сегменте фиксированной связи доходы стагнируют. Но это значит, что трафик перетекает в мобильные сети. Примерно треть выручки компании приносит сотовый бизнес. После непростого конца прошлого и начала нынешнего года постепенно ситуация в этом сегменте выправляется — ARPU и MOU увеличиваются. Хорошими темпами развивается бизнес широкополосного доступа в Интернет (ШПД). По данным статистики, в 2009 г. рынок телеком-услуг вырастет примерно на 2-3%. В целом наша компания соответствует этому тренду.
С начала кризиса и вплоть до лета в тарифной политике Utel (мобильный оператор «Уралсвязьинформа») не произошло практически никаких изменений. Создается впечатление, что вы были абсолютно уверены в своей конкурентоспособности, но потом оказалось, что напрасно. Почему реакция была столь запоздалой?
— У нас шел процесс централизации компании. И начали мы с единого биллинга. Раньше компания использовала 129 биллинговых систем, 96 систем технического и абонентского учета и т. д. Объединение процессов — это всегда издержки, падение выручки, масса неточностей и медленная маркетинговая реакция.
В августе 2008 г. мы вплотную подошли к переводу мобильного оператора на единый биллинг. Серьезно тормознулись и вынужденно молчали до июня 2009 г. Это был самый тяжелый период — мы не могли нормально выйти на рынок. По завершении процесса пошли новые тарифные планы, и за третий квартал УСИ приобрел 360 тыс. новых абонентов.
До конца текущего года мы включим в систему данные по абонентам фиксированной связи. И с апреля планируем продавать конвергентный пакет услуг.
Где будет поле основной битвы «Уралсвязьинформа» с операторами «большой тройки»?
— Основная борьба будет за доступ и контент — это в первую очередь касается мобильной связи и ШПД. В Екатеринбурге по ШПД у нас два конкурента, которые купили здесь действующих операторов и получили заметную долю: «Билайн», который, присоединив «Голден Телеком», занимает порядка 27-28% в денежном эквиваленте, и «Комстар-ОТС» — у них поменьше. Вероятнее всего, такая ситуация и сохранится — существенного перераспределения долей я не прогнозирую.
Но у ваших конкурентов есть преимущество — мобильный ШПД.
— Да, сегодня УСИ не имеет лицензии на 3G. Но европейский опыт показывает, что надежды на 3G оправдались не в полной мере. Прежде всего с точки зрения коммерческих результатов, хотя инвестиции были колоссальными. Пока шло внедрение 3G, потребности ушли далеко вперед. Эта технология по расчетам должна обеспечивать скорость передачи данных до 21 Мб/с, на практике получилось 2-8 Мб/с. Четвертое поколение предусматривает скорости более 100 Мб/с. Поэтому нас больше интересуют технологии 4G — это LTE и мобильный WiMAX. Правда, в успешном внедрении 4G многое зависит от правил игры. Потому что речь идет об ограниченном ресурсе — радиочастотах. Сейчас проводятся испытания технологии LTE на частотах стандарта GSM. Если результаты будут успешными, то у операторов мобильной связи, в том числе у нашей компании, появится возможность экономично и быстро развернуть сети мобильного ШПД. Тут у нас огромное преимущество — башни по всему Уралу: 62-63% станций уже на оптоволокне, туда подведена электрика, контейнер есть, дизель есть, все готово. Если нужно, их можно умощнить, подвести еще волокно, поскольку 4G — это поток по требованию. В любом случае развертывание сети для нас гораздо дешевле, чем для любого другого оператора. Поэтому мы станем биться на всех конкурсах. Какие частоты получим, такие и будут.
В свое время вы серьезно вкладывались в развитие DSL-технологии доступа в Интернет. Многие операторы сегодня отказываются от нее. Вы будете и дальше ее поддерживать или бросите?
— DSL для нас — это пройденный этап. Пока технология еще необременительна, но, если сегодня не предпринимать никаких усилий, через пару лет она станет головной болью компании. В 2009 г. в инвестплане у нас нет ни одной копейки на развитие, модификацию DSL. Следующий год — только оптика.
http://dkvartal.ru/ekb/magazines/dk-ekb/2009/n42/svjaz_invest_i_ysvjazinvesty