Что должен знать потребитель при замене счетчиков водоснабжения
В отдел консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Свердловской области» обращаются граждане, как правило, пенсионного возраста, с жалобами на действия различных коммерческих организаций, настаивающих на необходимости срочного проведения поверки или замены прибора учета воды.
В связи с вышеуказанным, актуальным является рассмотрение порядка замены приборов учета воды.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» установка приборов учета воды является обязательной для всех собственников помещений в многоквартирных домах.
Расходы по установке индивидуальных приборов учета воды, их своевременной поверке, замене несет собственник жилого помещения.
Деятельность по установке (замене) счетчиков не подлежит лицензированию, выполнение таких работ не требует каких -либо допусков или разрешений.
Работы по установке приборов учета воды могут осуществляться любым лицом (организацией, индивидуальным предпринимателем), специализирующемся на данном виде деятельности, с соблюдением следующих условий:
- установка прибора учета должна осуществляться в соответствии со схемой монтажа и другими требованиями, указанными в технической документации изготовителя этого прибора учета;
- прибор учета должен быть зарегистрирован в государственном реестре средств измерений, иметь знак утверждения типа и индивидуальный номер, соответствующий номеру, указанному в паспорте изделия.
Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале указываются в сопроводительных документах(п. 80Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Далее -Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с п.81(13) Правил предоставления коммунальных услуг потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
При этом ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг.
1) Ввод прибора учета воды в эксплуатацию
После завершения работ помонтажу индивидуальных приборов учета, собственникужилого помещения необходимо обратиться к исполнителю коммунальных услуг (это может быть управляющая организация, правление ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению) с заявлениемна ввод в эксплуатацию вновь установленного прибора.Данное требование закреплено положениями Правил предоставления коммунальных услуг (пп. «у» п. 31, п. 81).
Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителемна основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке должна быть указана следующая информация:
- сведения о потребителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон);
- предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
- сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
- показания прибора учета на момент его установки;
- дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию исполнителем услуг проверяется:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета. (81(4) Правилпредоставления коммунальных услуг).
2)Подпиcание акта ввода прибора учета в эксплуатацию
По результатам проверки составляется акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя(п. 81(7)Правил предоставления коммунальных услуг).
В акте указываются:
- дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
- фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
- решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
- в случае ввода прибора учета в эксплуатацию - показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
- дата следующей поверки.(п. 81(6) Правилпредоставления коммунальных услуг)
Основаниями для отказа ввода установленного прибора учета в эксплуатацию могут являться:
- неработоспособность прибора учета;
- несоответствие прибора учета установленным требованиям;
- ненадлежащее качество установки прибора учета, в том числе несоответствие установленного прибора учета
- комплектации и схеме монтажа, указанным в технической документации на него.(п. п. 81(4), 81(5) Правил предоставления коммунальных услуг)
3)Установка контрольной пломбы на приборе учета воды
Обращаем внимание, установленный прибор учета после его ремонта, замены, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Рекомендации потребителю
1. Периодичность поверки зафиксирована в техническом паспорте прибора, копия которого находится у исполнителя коммунальных услуг. Соответственно, информацию о том, что необходимо провести поверку прибора или признать прибор неисправным, может давать только исполнитель услуг, т.е. Ваша управляющая компания, ТСЖ, ресурсоснабжающая организация.
2. Если Вам поступают звонки представителей сторонних организаций, настаивающих на необходимости поверки, замены прибора учета и т.п. следует с осторожностью относиться к подобным заявлениям и ориентироваться только на информацию в техническом паспорте прибора учета (в том числе, в акте ввода прибора учета в эксплуатацию).