Памятка потребителю. Туруслуги.
Оказание туристских услуг в Российской Федерации осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федерального закона № 132 от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 132-ФЗ).
Так, во второй части ГК РФ тщательно урегулированы права и обязанности исполнителей и потребителей в рамках различных договоров о возмездном оказании услуг. Такими договорами регулируется и туристическое обслуживание.
В главе IV Федерального закона № 132-ФЗ раскрываются особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта. Согласно положениям указанной главы туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста.
Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур. Конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.
При продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законодательством РФ.
Если письменная информация о туристском продукте содержит все существенные условия договора, предусмотренные ГК РФ, а также другими законодательными актами, и оформлена как предложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, такое предложение признается офертой (публичная оферта).
Несколько правил выбора турфирмы, которой вы собираетесь доверить свой отдых.
Выбирайте фирму, специализирующуюся на оказании услуг именно в той стране, в которую вы собираетесь отправиться. В крайнем случае турфирма должна работать в этой стране не первый сезон. Спросите об этом у менеджера, посмотрите рекламу.
Перечень оказываемых услуг должен разумно соответствовать оплате. Не доверяйте слишком дешевым турам. Лучше собрать информацию об услугах в нескольких фирмах с аналогичными предложениями.
Проследите, чтобы в договоре были указаны все существенные условия тура.
Если фирма вам неизвестна, внимательно изучите представленные ей документы: лицензию на международный туризм, сертификат соответствия и свидетельство о регистрации фирмы. Название фирмы, указанной в этих документах и на договоре, должно быть одинаковым.
Если фирма давно специализируется на оказании туристических услуг в какой-то стране, у сотрудников турагентства соберется большая подборка рекламных материалов и буклетов, позволяющая туристу выбрать устраивающие его условия из нескольких предложений.
Требуйте информацию, не стесняйтесь задать лишний вопрос о том, встретят ли вас в аэропорту, будет ли гид, сколько и каких экскурсий включено в тур, – это избавит вас в дальнейшем от многих недоразумений в стране пребывания. Достойная фирма всегда владеет полной информацией по предлагаемому туру.
После оплаты вам на руки должны выдать договор и туристическую путевку. Это подтверждение приобретения тура. Если в турфирме пообещали выдать все документы в аэропорту перед вылетом, считайте, что вас обманули. Перед вылетом в лучшем случае могут отдать визу, но никак не договор.
Порядок предъявления претензий по поводу плохо организованной туристической поездки
Если туристическая поездка не удалась, потребителю причинены убытки и моральный вред, он имеет право обратиться за защитой своих прав в суд, подтвердив свои требования необходимыми доказательствами.
Для составления искового заявления лучше обратиться к специалистам, но можно действовать самостоятельно, предварительно внимательно изучив гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», Федеральный закон № 132-ФЗ, Закон о защите прав потребителей.
Особое внимание необходимо уделить специальным терминам, например, в соответствии с Федеральным законом № 132-ФЗ тур – это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия и указанные в туристской путевке.
Если вы не довольны хотя бы одной из названных услуг, то имеете полное право предъявить претензии турагентству или туроператору.
Порядок предъявления претензий по качеству услуг может быть оговорен в договоре, но даже если этого не сделано, турист вправе предъявить претензии в течение 20 дней с момента окончания тура согласно Федеральному закону № 132-ФЗ. Если турфирма не отреагировала на вашу претензию в положенный по закону 10-дневный срок, подавайте иск в суд.
В российском законодательстве существует пробел по очень существенному в данной области вопросу подтверждающих документов. Федеральный закон № 132-ФЗ не предусматривает обязанности туриста требовать у встречающей стороны какого-либо письменного подтверждения претензий, тогда как ГПК РФ обязывает стороны гражданского процесса доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются. Таким образом, лучше подкрепить претензию разного рода доказательствами (фотографии, заявление, подписанное встречающей стороной или свидетелями, и т.д.).
Турфирме приходится привлекать третьих лиц для полного выполнения условий договора (авиационная компания, гостиница, экскурсии). Но это не значит, что она не несет ответственности за качество экскурсий или питания в гостинице. Согласно законодательству турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.
Особого внимания заслуживает вопрос о предъявлении претензий по поводу размещения туристов в ином, чем предусмотрено договором, отеле.
Размещение в строго определенном отеле является существенным условием договора на оказание туристских услуг. Турагент или туроператор не имеют законного права в одностороннем порядке изменять существенное условие договора, не получив согласия туриста. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны только по соглашению сторон в письменном виде.
Турагент или туроператор, сообщая информацию о замене отеля (не важно, что категория та же или даже выше) непосредственно по прибытии в страну временного пребывания, нарушают ст. 6, 10 Федерального закона № 132-ФЗ и 8, 10 Закона о защите прав потребителей, так как лишают туриста права на своевременное предоставление необходимой и достоверной информации об услуге, которая обеспечивает возможность правильного выбора, и ставят его в ситуацию вынужденного согласия. Таким образом, турист имеет право предъявить претензию и требовать возмещения убытков, а также физического и морального вреда.