Нарушение перевозчиком обязательств по договору внутренней воздушной перевозки пассажира в случае утраты (недостачи) или повреждения (порчи) багажа
Нарушение перевозчиком обязательств по договору внутренней воздушной перевозки пассажира заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих вытекающих из договора воздушной перевозки обязательств по сохранной и своевременной перевозке багажа. Противоправное поведение перевозчика выражается в его действиях или бездействии, повлекших не сохранность багажа.
В соответствии со ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Из положений статей 796 ГК РФ и 118 Воздушного кодекса РФ следует, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу багажа после принятия его к перевозке и до выдачи пассажиру.
Обязательства перевозчика вследствие утраты (недостачи) или повреждения (порчи) багажа
Перевозчик несет ответственность:
- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа после принятия их к воздушной перевозке и до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину, в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять;
- за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира;
- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, в следующих размерах:
1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности (удостоверяется ордером разных сборов или квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа при его регистрации, при этом за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается плата, размер которой устанавливается перевозчиком);
2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа;
3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем 11000 рублей.
4) за утрату или повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок) - в размере стоимости этих средств.
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа, если эта плата не входит в стоимость багажа.
Если багаж пассажира утерян по вине перевозчика, то пассажиру необходимо вручить заявление о неполучении багажа перевозчику. После чего перевозчик обязан немедленно принять меры по его розыску с направлением следующих запросов:
- в аэропорт отправления о наличии багажа;
- в аэропорты, в которые багаж мог быть доставлен ошибочно;
- о досылке багажа в случае его обнаружения.
Если в течение 21 дня после подачи заявления, багаж не найден, пассажир вправе требовать возмещения вреда.
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика.
Если багаж найден, то перевозчик должен обеспечить его доставку в аэропорт, указанный пассажиром, по указанному им адресу бесплатно.
Способы восстановления нарушенных прав
1.Предъявление претензии перевозчику в случае утраты (недостачи) или повреждения (порчи) багажа.
2. Обращение с исковым заявлением в суд о взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда. Исковые заявления по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем. Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, так как в силу частей 7, 10 статьи 29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.
Исключение составляют иски, вытекающие из перевозки груза (статья 797 ГК РФ), а также иски в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункты 1 и 2 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации), предъявляемые в суд согласно части 3 статьи 30 ГПК РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
Необходимо иметь в виду, что законом не предусмотрен обязательный претензионный порядок по спорам о перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, в связи с чем иск о защите прав потребителей может быть подан в суд по правилам альтернативной подсудности по выбору истца (п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
3. Административная ответственность.
Несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров влечет за собой административную ответственность по ч.1 ст. 11.31 КоАП РФ.
Непредставление перевозчиком пассажирам информации о страховщике и о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров влечет за собой административную ответственность по ч.2 ст. 11.31 КоАП РФ.
Привлечение к административной ответственности по данным статьям осуществляется Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).