Плоскостопие у детей
Плоскостопие у детей — одна из самых распространенных ортопедических патологий у детей. Природой предусмотрены функции стопы — опора и амортизация. При уплощении сводов стопы перестают амортизировать при ходьбе в необходимом объеме, соответственно, нагрузка на другие части опорно-двигательной системы существенно увеличивается, а это приводит к патологически быстрому изнашиванию коленных и бедренных суставов, позвоночника. Нарушения опорной системы в свою очередь оказывает немалое влияние на правильность работы многих внутренних органов. С уверенностью утверждать о наличии плоской стопы у ребенка можно только ближе к 7-8 годам, когда завершается основной этап интенсивного формирования формы опоры нижних конечностей.
Основные причины плоскостопия, по мнению большинства исследователей, — это врожденное состояние, на генетическом уровне. Надо смотреть стопы у папы, у мамы, бабушки, дедушки, примерно будет такая же картина и у ребенка. Есть посттравматическое плоскостопие, которое появляется после травмы стопы, и третья причина – какое-либо неврологическое заболевание, например, при ДЦП, при парезах или параличе. Также некоторые врачи отмечают, что в группе риска находятся дети, страдающие ожирением или рахитом, которые ведут малоподвижный образ жизни или носят неправильно подобранную «на вырост» обувь. Необходимо помнить, что идеально, если ребенок перед первыми шагами прошел все стадии развития позвоночника, предусмотренные эволюцией, – сидение, ползание и только потом — подъем в вертикальное положение. Не стоит использовать ходунки и прыгунки раньше 9-месячного возраста. А еще лучше отказаться от этих вертикализирующих устройств совсем, доверив развитие ребенка природе — она лучше знает, когда и как ему суждено подняться на ножки. Чтобы своевременно выявить проблемы стопы, нужно регулярно, раз в год приводить ребенка на осмотр к врачу-ортопеду.
О нарушениях строения стопы могут сигнализировать следующие симптомы: Быстрая утомляемость – ребенок предпочитает отсиживаться на скамеечке, а не принимать участие в активных играх сверстников, быстро устает во время бега или долгих прогулок, боли в ступнях (иногда может появиться боль в коленях или пояснице), хромота после длительной ходьбы, неравномерное изнашивание обуви (подошва стирается только с внешней или внутренней стороны). Защищают малышей от возможной деформации стоп физическая активность, удобная обувь, хождение босиком. Нужно предоставить ребенку возможность хотя бы часть дня ходить дома без обуви, устраивать ему прогулки босиком. Если у родителей нет сил и времени на активные игры с ребенком, надо максимально оптимально оборудовать детскую комнату: поставить шведскую стенку, купить специальные ортопедические мячи, постелить на полу рельефный массажный коврик. Можно изготовить самим коврик из пуговиц, используя пуговицы разных диаметров. Следует подбирать удобную качественную обувь. Избавляться от вещей, переданных «по наследству». Острые носы и высокие каблуки у детей недопустимы. Ежедневная гимнастика, массаж, прогулки босиком по неровным естественным поверхностям (лес, пляж, лужайка) и систематическое посещение бассейна помогут предотвратить развитие дефекта стоп. При любой возможности нужно, чтобы малышу ходил босиком. Очень полезно ходить по неровной поверхности — песку, мелкой гальке. В условиях городской квартиры можно насыпать в две коробки горох или крупу и предложить ребенку потоптаться в них ножками. Очень полезно, вытирая малыша после купания, хорошо растирать ему подошвы жестким полотенцем. Можно предложить такие лечебно-профилактические игры, которые выполняют преимущественно сидя на полу или низком стульчике:
« Каток». Катать каждой ногой по очереди мячик или пластиковую бутылку.
«Покрасим ножку». Пальцами одной ноги проводить по другой от пальцев до колена, затем в обратном направлении.
«Гусеница». Поставить пятки на пол, пальцы приподнять, затем согнуть и поставить на пол, а пятку приподнять и переместить к пальцам.
«Порисуем». Зажать карандаш между пальцами одной, затем ноги и попробовать нарисовать что-нибудь на листе бумаги.
«Мельница». Вращать стопы в разных направлениях.
«Собираем грибы». Пальцами ног собирать с пола мелкие игрушки и складывать их в корзинку.
«Плывет кораблик». Колени согнуть, подошвы сложить вместе. Не разъединяя подошв, максимально разгибать колени.
«Аплодисменты». Приподнять ноги и похлопать подошвами одна о другую, как бы аплодируя.
В заключение гимнастики походить, чередуя шаги на цыпочках, на пятках, затем на внутренних и наружных краях стоп.
Профилактика плоскостопия — это не только гимнастика, но и веселая игра, в которой будут участвовать и родители (дополнительно получая профилактическую нагрузку для собственных стоп).