Оказание бытовых услуг - защита прав потребителей

Сфера защита прав потребителей при оказании бытовых услуг населению является одной из важнейших. Ведь именно в эту сферу входят работы и услуги, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Бытовое обслуживание населения - выполнение работ и оказание услуг бытового характера.

Работой в целях применения Закона о защите прав потребителей №2300-1 от 07.02.1992 года предлагается считать действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе.

Услуга - это действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание бытовых услуг населению:

- Гражданский кодекс РФ (глава 37 ГК РФ).

- Закон Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000-1 «О защите прав потребителей».

- Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1514 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения".

К бытовым услугам относятся:

Ø Пошив и ремонт обуви по индивидуальным заказам.

Ø Пошив, ремонт одежды, головных уборов и корсетных изделий по индивидуальным заказам.

Ø Пошив, вязание и ремонт трикотажных изделий по индивидуальным заказам.

Ø Ремонт бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий.

Ø Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих населению.

Ø Химчистка и крашение одежды и других изделий.

Ø Изготовление и ремонт мебели по индивидуальным заказам населения.

Ø Строительства и ремонт жилищ (квартир).

Ø Услуги фотостудий, фотографий, фото- и кинолабораторий.

Ø Услуги прачечных.

Ø Прочие производственные (материальные услуги).

Ø Услуги парикмахерских.

Ø Услуги бани и душей.

Ø Услуги проката.

Ø Прочие услуги.

При оказании бытовых услуг потребитель имеет право на:

1. Информацию;

2. Качество;

3. Безопасность;

4. Возмещение ущерба.

1. Информация

При обращении к исполнителю бытовых услуг, потребителю предоставляется полная достоверная информация об оказываемой услуге на русском языке (ст. 8 - ст. 11 Закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года, п. 2, 3, 4 Правил бытового обслуживания населения в РФ). Информация в обязательном порядке должна содержать:

·    наименование организации (местонахождение организации);

·    наименование оказываемых услуг;

·    правила бытового обслуживания;

·    образцы договоров (квитанций или иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

·    образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы, журналы с моделями и т.д.

Вышеуказанная информация должна находиться в удобном для обозрения месте (например: информационный стенд для потребителя).

В соответствии с п. 4 Правил бытового обслуживания населения в РФ, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). Договор должен содержать следующие сведения:

фирменное наименование и местонахождение организации-исполнителя;

·      вид услуги;

·      цену услуги;

·      точное наименование;

·      описание и цену материалов (вещи) если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

·      отметку об оплате потребителем полной цены услуги (работы);

·      дату приема и исполнения заказа;

·      гарантийные сроки на результаты работы;

·      должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

2. Качество

В соответствии со ст. 4 Закона о защите прав потребителей, исполнитель обязан оказать бытовую услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги (работы) исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для целей, для которых услуга (работа) такого рода обычно используется.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона о защите прав потребителей):

·    безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

·    соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

·    повторного выполнения работы;

·    возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе требовать возврата стоимости услуг и полного возмещения убытков, если недостатки оказанной у