Оказание бытовых услуг - защита прав потребителей
Сфера защита прав потребителей при оказании бытовых услуг населению является одной из важнейших. Ведь именно в эту сферу входят работы и услуги, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Бытовое обслуживание населения - выполнение работ и оказание услуг бытового характера.
Работой в целях применения Закона о защите прав потребителей №2300-1 от 07.02.1992 года предлагается считать действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе.
Услуга - это действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание бытовых услуг населению:
- Гражданский кодекс РФ (глава 37 ГК РФ).
- Закон Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000-1 «О защите прав потребителей».
- Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1514 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения".
К бытовым услугам относятся:
Ø Пошив и ремонт обуви по индивидуальным заказам.
Ø Пошив, ремонт одежды, головных уборов и корсетных изделий по индивидуальным заказам.
Ø Пошив, вязание и ремонт трикотажных изделий по индивидуальным заказам.
Ø Ремонт бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий.
Ø Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих населению.
Ø Химчистка и крашение одежды и других изделий.
Ø Изготовление и ремонт мебели по индивидуальным заказам населения.
Ø Строительства и ремонт жилищ (квартир).
Ø Услуги фотостудий, фотографий, фото- и кинолабораторий.
Ø Услуги прачечных.
Ø Прочие производственные (материальные услуги).
Ø Услуги парикмахерских.
Ø Услуги бани и душей.
Ø Услуги проката.
Ø Прочие услуги.
При оказании бытовых услуг потребитель имеет право на:
1. Информацию;
2. Качество;
3. Безопасность;
4. Возмещение ущерба.
1. Информация
При обращении к исполнителю бытовых услуг, потребителю предоставляется полная достоверная информация об оказываемой услуге на русском языке (ст. 8 - ст. 11 Закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года, п. 2, 3, 4 Правил бытового обслуживания населения в РФ). Информация в обязательном порядке должна содержать:
· наименование организации (местонахождение организации);
· наименование оказываемых услуг;
· правила бытового обслуживания;
· образцы договоров (квитанций или иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
· образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы, журналы с моделями и т.д.
Вышеуказанная информация должна находиться в удобном для обозрения месте (например: информационный стенд для потребителя).
В соответствии с п. 4 Правил бытового обслуживания населения в РФ, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). Договор должен содержать следующие сведения:
фирменное наименование и местонахождение организации-исполнителя;
· вид услуги;
· цену услуги;
· точное наименование;
· описание и цену материалов (вещи) если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
· отметку об оплате потребителем полной цены услуги (работы);
· дату приема и исполнения заказа;
· гарантийные сроки на результаты работы;
· должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
2. Качество
В соответствии со ст. 4 Закона о защите прав потребителей, исполнитель обязан оказать бытовую услугу (выполнить работу), качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги (работы) исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для целей, для которых услуга (работа) такого рода обычно используется.
В случае обнаружения недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона о защите прав потребителей):
· безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
· соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
· повторного выполнения работы;
· возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом.
Потребитель вправе требовать возврата стоимости услуг и полного возмещения убытков, если недостатки оказанной у