Объявлена тема Всемирного дня прав потребителей в 2022 году
В 2022 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) объявила о проведении Всемирного дня прав потребителей под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги». («Fair Digital Finance»).
В развитие темы прошлого года «Борьба с загрязнениями пластиковыми материалами» («TackingPlastikPollution»), где внимание граждан было обращено на загрязнения планеты пластиком, способствовала повышению осведомленности и привлечению потребителей во всем мире к принятию и продвижению более экологичных решений при покупке товаров.
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию,
связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития
является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Исследования
показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых финансов. Ожидается,
что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6
миллиарда человек (JuniperResearch,2020).
В зарубежном финансовом мире обсуждается такой
феномен, как «русское чудо». В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу
от наличных, а пандемия ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно
занимают около 10 лет.
По итогам 2010–2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост (исследованиеBostonConsultingGroup,2019).
Однако, в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Безналичное потребление также
создает новые и усугубляет традиционные риски для тех, кто находится в уязвимом
положении и не готов к таким динамичным переменам.
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен
глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и
сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в
инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и
продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей
потребителей.
Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется изменение механизмов
защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу денежных средств, в связи
с низким уровнем безопасности таких операций, с целью защиты денежных средств
потребителей от действий киберпреступников и телефонных мошенников.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России
является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в
Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на
2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе
отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан.
В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции,
осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством
информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых
результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации
в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. №
1837-р.
© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2022