Памятка. Как отремонтировать бытовую технику
В Качканарский консультационный пункт по защите прав потребителей поступают обращения от граждан на работу сервисных центров по ремонту бытовой техники. В основном, обращения связаны с предоставлением недостоверной информации о стоимости оказываемой услуги, введением в заблуждение относительно её цены, с отсутствием информации о наименовании и стоимости отдельных видов услуг в договоре, а также о выполнении работ с недостатками и без согласования с потребителями.
В этой связи считаем необходимым обратить внимание на отдельные положения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Отношения между потребителями и сервисными центрами по ремонту бытовой техники регулируются Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон) и Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. № 1514 (далее-Правила).
В соответствии с п. 4 Правил договор об оказании услуг (выполнении работ) должен быть заключен в письменной форме и содержать следующие сведения: фирменное наименование и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя-фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика), вид и цену услуги (работы); точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором об оказании услуг (выполнении работ) либо предусмотрены обычаем делового оборота; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ. Один экземпляр договора об оказании услуг (выполнении работ) выдается исполнителем потребителю. Договор об оказании услуг (выполнении работ) в отношении услуги (работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и другое.
Поэтому, рекомендуем, прежде чем допустить исполнителя к осмотру техники, потребителю необходимо оформить договор с указанием стоимости данной услуги, даже если проводится только диагностика товара. В дальнейшем, до заключения договора на ремонт техники потребитель вправе ознакомиться с прейскурантом цен на оказываемые услуги. Данный документ мастер сервисного центра обязан предоставить для ознакомления потребителю также до заключения договора. Отсутствие такого договора в дальнейшем затруднит факт доказывания получения денежных средств и выполнения каких-либо работ.
Если, по каким-либо причинам, прейскурант цен не предоставляют или отказываются заключить договор, а стоимость услуги озвучивают только в устной форме, то потребителю необходимо подумать, а надо ли доверять ремонт техники такому специалисту.
Но все же, если технику отремонтировали и обнаружены недостатки оказанных услуг потребитель вправе обратиться в сервисный центр для безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, на основании п. ст.29 Закона о защите прав потребителей. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
В преамбуле Закона о защите прав потребителей определено, что существенным является неустранимый недостаток, либо повторяющийся после проведенных ремонтов недостаток, или недостаток, для устранения которого требуются значительные расходы либо затраты времени.
В соответствии со ст.29 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги).
В отношении работы (услуги) на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за её недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
Для реализации своих прав гражданину необходимо предъявить сервисному центру (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) именно письменную претензию с указанием сведения о ненадлежащем исполнении обязательств по договору при оказании услуг, поскольку устное обращение не позволит в дальнейшем доказать факт предъявления каких-либо требований, а переписка в мессенджере не является официально предъявленной претензией. Данная претензия может быть вручена исполнителю лично либо направлена почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу по юридическому адресу, либо адресу регистрации индивидуального предпринимателя. Сведения об адресе регистрации индивидуального предпринимателя предоставляются регистрирующим органом (налоговой службой) по запросу.
В случае отказа добровольно удовлетворить требования потребителя, то согласно ст.17 Закона за гражданином остается право обратиться в суд по месту жительства, нахождению ответчика или по месту причинения вреда. Иски по защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины. В свою очередь, в соответствии с п.8 ст.40 Закона в целях защиты своих прав, потребитель может привлечь Управление к участию в деле для дачи заключения по делу.
Напоминаем, что при возникновении спорных вопросов по защите прав потребителей, за оказанием консультационной помощи, составлением претензии или искового заявления в суд вы можете обращаться в консультационные пункты для потребителей филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», адреса которых можно узнать на сайте https://кц66.рф/ или по телефону (34344) 2-53-00 доп.6953. Сот. +7 991-199-40-31