Для начала приведу несколько цифр: официально в нашей области с населением в 4,5 миллиона человек значится 40-50 тысяч алкоголиков – по численности примерно наш Качканар; ну, а неофициально – бери на порядок выше, пожалуй, два Нижних Тагила будет. 19 литров спиртного приходится на душу населения в области. На душу каждого качканарца выходит чуть поменьше - 14-15 литров. Но если учесть, что здесь сосчитаны и младенцы, и старцы, и трезвенники-язвенники, сами понимаете, сколько в действительности выпивается нашими "стакановцами". В царской России, к примеру, когда этот показатель вырастал до 4-х (!) литров, тут же принимались запретительные меры. – Вот таким предисловием "поприветствовал" А.А. Калугин приглашенных к нему на совет предпринимателей города, в чьих руках сегодня находится сеть магазинов, павильонов, киосков.
Дважды за последнее время у главы собиралась чрезвычайная комиссия: прокурор, начальник милиции, медики, другие специалисты. Обсуждали, как стабилизировать ситуацию с чрезмерным употреблением зелья.
45 качканарцев допились нынче до токсического гепатита, есть и летальные исходы. Только за последние две недели поступило 6 человек с алкогольным отравлением.
С начала года уже случилось полтора десятка убийств – все "замешаны" на пьянстве; увеличивается количество правонарушений, совершенных выпившими подростками. Эту статистику подтвердил начальник ГОВД А.В. Баранников:
- Каждое третье преступление в городе совершено в состоянии алкогольного опьянения. Каждый второй потерпевший также находился под изрядной мухой, что обычно и провоцирует: с пьяненьким легче справиться, ограбить, избить. Вот сегодня ночью опять три факта изъятия спиртосодержащих жидкостей в киосках. После "Изумруда" произошло еще два нападения на продавцов в магазине "Елена" и в киоске по Свердлова, 28. Предприниматели не заботятся о безопасности продавцов, не устанавливают тревожные кнопки, не заключают договора на охрану, а торговать ночью хотят… Мы работаем тоже круглосуточно, прилагая огромные усилия. Все убийства раскрыты, преступность в городе сократилась на 20 процентов. Но не лучше ли предпринять меры до того как, чем расхлебывать последствия?
ЧК проанализировала, какой "вклад" вносит наша торговля: сколько предприятий и как реализуют алкогольную продукцию? Получилось: 81 предприятие торговли, из них половина работают круглосуточно, в том числе столовые и кафе. Плюс киоски по микрорайонам: из 90 тоже почти половина имеет возможность торговать пивом. По ночам здесь бывает и совсем нежелательный "сопутствующий товар". Есть "рекордсмены", попадавшиеся на "паленке", на других грубых нарушениях (с ними договора уже расторгаются). Но каждую ночь и каждый киоск не проконтролировать.
Как обстоят дела в других городах области? В Каменск-Уральском, например, все лето действует ограничение на торговлю спиртным в вечернее и ночное время; такое же положение в Красноуральске. В Нижней Туре из 50 точек только 5 работают круглосуточно, в Лесном нет ночной торговли. По этому же пути идет Ревда.
Чрезвычайная комиссия сочла, что пора готовить постановление главы о закрытии всех продуктовых киосков на территории Качканара, пора рассматривать и вопрос об ограничении времени работы магазинов.
Формально глава мог бы разом "махнуть шашкой": применить правило "70- метровой зоны", закрыть торговые точки с 23.00 до 6 утра, разрешив круглосуточную продажу спиртного только в тех, которые расположены в отдельно стоящих зданиях.
- Но мы решили выйти на совет с вами - чтобы сверить наши действия и на сегодня, и на перспективу. В одном городе живем. Тем более, вы столько трудов положили, чтобы поставить свое дело, наверное, мечтаете передать его детям, а если такими темпами спаиваем народ, кто же к вашим наследникам за товаром-то пойдет? – С горечью пошутил Анатолий Александрович. - Давайте вместе думать, как лучше выходить из этой ситуации. Если начинаем с 39 киосков, то это примерно 80 работающих, процентов 60 – пенсионеры. Как будем решать вопросы с трудоустройством? Какой всплеск подпольной торговли суррогатами может последовать?
Надо отметить, что разговор получился нормальный, конструктивный. Разложил по полочкам все свои доводы О.Кирдяшкин, высказались Ю.Калинин, П. Кичигин, А.Коробейников. В обсуждении участвовали Л. Берсенева ("Глория"), принципиально все эти годы не открывающая торговлю спиртным, Г. Бажина ("Огонек"), высказавшая очень сильное сомнение, насколько "чистыми" руками отпускают товар продавцы в продуктовых, а тем более хлебных киосках, если в каждом нет ни туалета, ни раковины …
В чем-то спорили, что-то выговаривали, но на главном сошлись однозначно: киоски – это вчерашний день. Надо от них уходить к цивилизованной торговле, но дать время, допустим, месяца два-три, и решать индивидуально. Ведь у кого-то киоск – это только "добавка" к магазинам и павильонам, а у нескольких семей – это единственный бизнес, так что не у дел могут остаться не только работники, но и сами хозяева. Надо выработать поэтапную программу мероприятий.
Что касается нелегального спиртного, то предприниматели еще раз подтвердили свое предложение, прозвучавшее несколькими днями ранее, когда собирались у себя на Партнерстве: готовы помочь милиции и людьми, и машинами, и бензином, только чтобы польза была. Конкретно помогли – конкретно спросили с начальника милиции: сколько квартир "накрыли", где суррогатом торгуют? Или: почему "по мелочи" работаете, когда надо тех брать, кто машинами везет в город спирт и прочую отраву? Это тоже надо закрепить определенной программой и встречаться ежемесячно, чтобы контролировать ее выполнение.