Мафия бессмертна
В распоряжении "Новых известий" оказались материалы закрытой коллегии МВД, из которых следует, что под контролем мафии находится чуть ли не десятая часть всех регионов страны. По оценкам экспертов, в России действует до 10 тыс. организованных преступных группировок, общая численность которых составляет 300 тыс. человек.
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев на вчерашнем заседании совета при полномочном представителе президента в УрФО сообщил, что за январь - февраль этого года в России отмечено резкое снижение количества тяжких и особо тяжких преступлений.
Однако если стихийная преступность в стране идет на спад, то организованная, наоборот, сильна, как никогда. В материалах закрытой коллегии МВД отмечается, что борьба с организованной преступностью ведется "недостаточно поступательно", а лидеры и авторитеты уголовно-преступной среды "не встречают должного отпора со стороны органов внутренних дел в столичном регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Краснодарском и Ставропольском краях, в Красноярском крае, Новгородской, Волгоградской, Кировской и Самарской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе. То есть руководство МВД фактически признает, что самые богатые и экономически развитые регионы страны оказались под контролем мафии.
Между тем количество раскрытых преступлений, совершенных организованными группировками, сократилось в прошлом году в 38 регионах, причем сокращение составило от полутора до трех с половиной раз.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин уже несколько лет собирает досье на российскую мафию. Эксперт рассказал "НИ", что перелом в борьбе с организованной преступностью в пользу последней произошел в 2000-2001 годах, когда региональные управления по борьбе с организованной преступностью были расформированы, а их функции возложили на криминальную милицию, которая и без того была занята ловлей обычных уголовников. В результате несколько лет с мафией никто по существу не боролся, и криминальные лидеры стали активно легализовываться, занимать должности руководителей предприятий и фондов, а также входить во власть, особенно в законодательную. Сегодня в редком региональном парламенте нет ни одного депутата с криминальной биографией.
Все это в принципе объясняет то снижение преступности, которое преподносит как достижение правоохранительных органов министр Рашид Нургалиев. По словам Алексея Мухина, при достижении определенного уровня могущества мафия благотворно влияет на стихийную преступность", так как "крупные группировки, защищая свои коммерческие интересы, вынуждены поддерживать порядок на своей территории, ограждая население от "диких" и "отморозков".