ПРИЗЫВ ЗАКОНЧИТСЯ, ЧТО ДАЛЬШЕ?

Каждый раз по завершению очередной призывной кампании представители комитета солдатских матерей вздыхают с облегчением и надеждой на короткий перерыв в работе до следующего призыва. Перерыва не получается. Уже в июне начинают возвращаться в родные края те, кого призвали в армию в апреле. И - побежали, побежали, побежали…

Бытует мнение, что чаще всего войсковые части оставляют те, кто прослужил совсем немного, - "маменькины сынки", "слабаки" и т.д. Нет, нет и нет! Войсковые части оставляют те солдаты, которые более не имеют сил терпеть, и самое лучшее для них - это уйти из части. Да, уйти! Выждать время для того, чтобы подумать, остыть, оценить обстановку, принять решение. Это лучше, чем от безысходности свести счеты с жизнью, которая в части превратилась в ад.

По-разному родители напутствуют сыновей. "Не посрами, сынок, служи честно, преодолевай трудности, взрослей, становись мужчиной", - говорят одни. А те, которые предполагают, что в армии может произойти ВСЁ, предупреждают и договариваются об условных знаках в письмах. Мол, как только крестик или солнышко нарисуешь в письме, я все пойму и тут же прилечу на помощь. А лететь иногда приходится, например, на о.Русский, в Аргунское ущелье. И не добраться родителям до своих сыновей. Начинается поиск по нахождению выхода из этой ситуации. Пока ищут, сын уже на пороге дома стоит. Добрался сам, или добрые люди помогли. Радость встречи с сыном сменяется легким смятением, а потом и страхом. Что делать дальше? Долго оставаться нельзя, в часть возвращаться категорически отказывается, а дослуживать надо.

И как спасение, приходит на ум - перевод! Ну, конечно же, перевод в другую воинскую часть, где порядок, дисциплина, где он может нормально служить. И начинают родители активно "работать", идут в военный комиссариат. Кто призвал, тот пусть и помогает. Там возьмут с беглеца объяснительную, направят его в военную прокуратуру. В прокуратуре явку солдата оформят, как явку с повинной, тоже возьмут объяснительную и отправят в военную комендатуру за предписанием на сборный пункт для военнослужащих, самовольно оставивших воинские части.

Генеральный штаб Министерства обороны РФ позаботился о сбежавшем солдате и издал директиву № 315/2230 от 25 июля 1996г., согласно которой во многих городах РФ на базе воинских частей открыты сборные пункты для "бегущих" солдат. При поступлении в часть начальник сборного пункта не станет скрывать от солдат и их родителей, что в случае приезда за временно прикомандированным солдатом представителя части, его передадут для сопровождения в военную прокуратуру по месту службы. Не каждый в это поверит.

- А зачем же я бежал, если меня опять туда вернут?

И бежит снова, уже из сборного пункта. И опять домой. А дома не всякие родители примут сына во 2-й раз со спокойной душой. Они начанают просить и уговаривать: "Потерпи, сынок. Куда деваться? Ведь посадят". Другие, наоборот, подбадривают" "Не отдам сына на поругание в такую армию, пусть лучше меня посадят".

Так не сажают матерей! А вот сыновья их сидят. Их судят за то, что находился дома месяц, два, три, а то и год, "проводя время праздно, по своему усмотрению". "Бегущие" солдаты успевают "выйти замуж", т.е. поменять свою фамилию на фамилию жены после регистрации брака и т.д.

Военнослужащие и их родители, которые не прислушиваются к советам "солдатских матерей", не решают проблему сына на узаконенных основаниях, оказываются в очень сложном положении. Их начинают навещать сотрудники военного комиссариата, ДНД, ОВД… Вырастает проблема, на решение которой необходима квалифицированная помощь адвоката, услуги которого стоят дорого. Папки с делами этих военнослужащих не случайно помечают "В ожидании беды". Конечно же, и адвокат, и представитель организации по доверенности, которые участвуют в процессе, делают все возможное, чтобы военнослужащего не лишали свободы за воинское преступление. Но в судебных процессах можно слышать вопрос судей к подсудимому: "Почему 3 месяца дома находился? Почему никуда не обращался?".

Уголовный кодекс РФ содержит две статьи, предусматривающие уголовное наказание за самовольное оставление части и дезертирство. П.1 ст.337 предусматривает наказание арестом на срок до 6 мес. или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года - за самовольное оставление части или места службы продолжительностью более 2-х суток, но не более десяти. П.3 гласит: "Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин продолжительностью свыше 10 суток, но не более одного месяца" наказывается "ограничением по военной службе на срок до 2-х лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет". А если солдатик скрывается более месяца, он может лишиться свободы сроком до 5 лет. Но военнослужащий, впервые совершивший побег, может быть освобожден от уголовной ответственности, если "самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств". И статья 337 Уголовного кодекса содержит примечание, имеющее самое прямое отношение к "дедовщине". Вот что говорится в "Комментарии к Уголовному кодексу РФ" под общей редакцией Генерального прокурора РФ, профессора Ю.И.Скуратова и Председателя Верховного суда РФ В.М.Лебедева: "Как стечение тяжелых обстоятельств, указанных в ст.337, могут быть признаны случаи внезапной тяжелой болезни самого военнослужащего или его близких родственников, неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на службе и т.п. Отдельные случаи самовольного оставления части или места службы могут быть обусловлены систематическим применением к молодому воину неуставных мер воздействия со стороны старослужащих сослуживцев. В подобных случаях самовольное оставление части может рассматриваться как совершенное в состоянии крайней необходимости".

Оказывая социально-консультативную помощь солдатам срочной службы, военнослужащим контрактной службы, посещая воинские части, я сделала вывод - на просторах огромной России много достойных воинских частей, в которых солдаты служат с желанием, а родители не опасаются за сохранность здоровья и личности молодого человека.

Л.БЛИЗНЕЦОВА, Председатель Комитета солдатских матерей